Приказ принят – что изменилось?


     02 марта 2018 года вступают в силу изменения к Приказам Министерства транспорта России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ Минтранса № 36) и от 21.08.2013 № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (далее – Приказ Минтранса № 273), внесенные Приказом Минтранса России № 35 от 30.01.2018 г. (Зарегистрирован Минюстом за номером 50061 от 16.02.2018 г., опубликован 19.02.2018 г. за № 0001201802190002) (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802190002).

Калибровка или настройка?

     Приказом Минтранса № 35 упраздняется понятие «калибровка», на смену ему приходит термин «настройка» тахографа.
Указанные изменения связаны с дублированием термина «калибровка» в контексте законодательства об обеспечении единства измерений и Приказов Минтранса № 36 и № 273.
В соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – ФЗ «Об обеспечении единства измерений») калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений. Под поверкой же понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
    Между тем, согласно статье 18 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», калибровке могут в добровольном порядке подвергаться средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. ФЗ «Об обеспечении единства измерений» не предъявляет требований об обязательной калибровке средств измерения, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования. На первый взгляд калибровка средств измерений представляется собой альтернативу поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Однако на практике калибровка заключается в выявлении параметров измерения (например, определение количества импульсов, получаемых датчиком движения, на каждые 1000 метров пробега транспортного средства), а поверка - это контрольная процедура по подтверждению, что средство измерения осуществляет измерения в пределах установленных показателей точности (например, подтверждение, что тахограф осуществляет измерение интервала времени с погрешностью не более 4 секунд). Одновременно следует отметить, что в отношении средств измерения, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязательна только процедура поверки, а калибровка осуществляется на добровольной основе.
     Приказ Минтранса № 36 устанавливает обязательность процедуры калибровки. В соответствии с пунктом 5 Приложения 4 к Приказу Минтранса № 36 «Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства» калибровка тахографа включает:
1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного (VIN) и государственного регистрационного (VRN) номеров транспортного средства.
     Указанные показатели и значения не являются метрологическими характеристиками тахографа, что не позволяет идентифицировать названный в Приказе Минтранса № 36 процесс как калибровку в понимании законодательства об обеспечении единства измерений. Из перечисленных видов работ следует, что в контексте Приказа Минтранса № 36 понятие калибровки шире, чем в контексте ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Приказ Минтранса № 36 под калибровкой подразумевает настойку тахографа и ввод необходимых для его функционирования данных. Важно учитывать, что производимые в процессе такой настройки измерения касаются не показателей тахографа, а параметров транспортного средства. В результате этих измерений выявляются достоверные (в пределах допустимых отклонений) значения следующих характеристик автомобиля: характеристического коэффициента транспортного средства (W) и усредненной величины эффективной длины окружности шин ведущих колес в пятне контакта (L). Эти измерения относятся не к тахографу, а к транспортному средству, но только на основании этих данных можно корректно настроить тахограф.
     Таким образом понятие «калибровка средства измерения» не в полной мере применимо к операциям, описанным в Приказе Минтранса № 36. В связи с чем возникает некая разобщенность и двусмысленность при его употреблении в отношении тахографов. В виду наличия указанной коллизии формируется некорректное понимание правовых предписаний, а правоприменительная практика идет по пути игнорирования требований Приказов Минтранса №36 и № 273, поскольку ФЗ «Об обеспечении единства измерений» как акт высшей юридической силы говорит о добровольности калибровки.
   Такое дублирование понятий обусловлено заимствованием некоторых положений национального законодательства из международного права, а именно из Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.). В ЕСТР под калибровкой понимается обновление или подтверждение параметров транспортного средства, которые должны храниться в блоке памяти. Параметры транспортного средства включают идентификационные данные транспортного средства (VIN, VRN и опознавательный знак страны регистрации), характеристики транспортного средства (коэффициенты w, l, типоразмер шин, параметры регулировки устройства ограничения скорости (в случае применимости) и настроечные параметры тахографа (коэффициент k, текущее время UTC, текущие показания счетчика пробега).
     Как следует из приведенной нормы понятие калибровки в контексте ЕСТР и Приказов Минтранса № 36 носят тождественный характер. Очевидно, что при разработке Приказа Минтранса № 36 законодатель основывался в первую очередь на аналогичной международной практике и взял за основу часть требований ЕСТР, адаптировав их в национальную правовую систему.
     Смешение терминологии, используемой в законодательстве об обеспечении единства измерении, ЕСТР и Приказе Минтранса № 36, повлекло изменения Приказа Минтранса № 36 и 273, в результате которых понятие «калибровка» заменено на более универсальное «настойка». Однако при этом отсутствуют дополнительные требования по обеспечению правильного выполнения процедуры измерения параметров транспортного средства – коэффициентов W и L, которое должно производится с использованием поверенных средств измерения. Ввиду упущения данных требований возможна компрометация достоверности показаний тахографа вследствие, того что он будет регистрировать, с указанной в свидетельстве о поверке точностью, недостоверные данные о пробеге и скорости транспортного средства, которые напрямую зависят от достоверности измерения величины коэффициентов W и L. В результате возможен подрыв доверия со стороны контролирующих и судебных органов к достоверности показаний тахографа, что нивелирует цели и задачи системы тахографического контроля и дискредитирует систему в целом.

Что делать с СКЗИ после 3-х лет эксплуатации?

     Следующим дополнением, введенным Приказом Минтранса № 35, стала конкретизация порядка замены блока СКЗИ тахографа. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, расширены перечнем обязательных действий, которые мастерская обязана совершить при замене блока СКЗИ, а именно:
1. Демонтаж блока СКЗИ;
2. Уничтожение ключевой информации, содержащейся в блоке СКЗИ, с сохранением сертификата открытого ключа;
3. Направление информации об уничтожении ключевой информации в ФБУ «Росавтотранс»;
4. Передача демонтированного блока СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение транспортному предприятию.
    Указанные положения свидетельствуют об ужесточении контроля со стороны ФБУ «Росавтотранс» за порядком осуществления обслуживания тахографов мастерскими. С вступлением указанных норм в силу ожидается появление дополнительных нормативных актов, регулирующих порядок взаимодействия ФБУ «Росавтотранс» и мастерских, а также введение ответственности за нарушение указанного порядка.
     Кроме того, указанная мера позволит реализовать автоматический контроль своевременности замены блоков СКЗИ, формирование на основе поступивших данных перечня перевозчиков, нарушающих законодательные требования, а также будет способствовать проведению адресного контроля только тех предприятий, которые допускают нарушения требований законодательства, и сможет являться источником данных для обоснования внеплановых проверок.

Перечень исключений сократился!

     Также Приказ Минтранса № 35 убирает из перечня исключений транспортные средства, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с Постановлением Правительства № 922. С 02 марта 2018 года такие транспортные средства должны быть оснащены тахографам, соответствующими требованиям приказа Минтранса № 36 или ЕСТР в соответствующем случае.
Указанная поправка уже давно является актуальной; ее введение соотносится в том числе с уже имеющейся судебной практикой. В конце 2017 года Верховный суд Российской Федерации принял решение о том, что под исключение предусмотренное абзацем 15 Приложения 2 к Приказу Минтранса относятся далеко не все транспортные средства (Постановление Верховного суда РФ № 12-АД17-10 от 02.10.2017 г.). С обзором указанного Постановления ВС РФ вы можете ознакомиться по ссылкам:
http://rustahocontrol.ru/legislation/formirovanie-sudebnoy-praktiki-pozitsiya-verkhovnogo-suda-budet...
http://rustahocontrol.ru/legislation/verkhovnyy-sud-rf-reshil-chto-analogovye-kontrolnye-ustroystva-...
      Верховный суд указал на недопустимость использования аналоговых контрольных устройств, независимо от основания оснащения транспортного средства таковыми, Минтранс же вовсе убирает из исключений транспортные средства, оснащенные тахографами в соответствии с Постановлением Правительства № 922.
    Таким образом, по состоянию на 02 марта 2018 года от оснащения тахографами освобождаются следующие категории и виды транспортных средств:
1. транспортные средства, оснащенные тахографами ЕСТР и допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой МАП;
2. троллейбусы;
3. специальные и специализированные транспортные средства, поименованные в абзаце 10 Приложения 2 к Приказу Минтранса № 36;
4. военные транспортные средства;
5. транспортные средства органов, осуществляющих ОРД;
6. транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
7. раритетные транспортные средства, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, и включены в соответствующий перечень;
8. учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
9. транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Ожидать или нет еще изменения?

     Приказ Минтранса № 35 внес существенные изменения в правовое регулирование в сфере тахографии, при этом, очевидно, он является только частью тахографической реформы. 

Справку подготовила юрист Ассоциации Клевцова Наталия Сергеевна, kns@tahograph.ru


Документы

Изменения ПМ 35.pdf

Размер файла: 462.16 КБ

Поделиться ссылкой:

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

* – поля обязательные к заполнению

Другие Законодательство: