Тахограф для перевозки опасных грузов. Какой выбрать?!


В последнее время эксперты Ассоциации все чаще стали получать запросы о разъяснении требований к тахографам, установленным на транспортные средства, перевозящие опасные грузы. Многие перевозчики искренне не понимают для чего устанавливать специальный тахограф «для перевозки опасных грузов». И главный вопрос: какими нормативными правовыми актами урегулированы специфические требования к таким тахографам? К сожалению, утверждение экспертов о том, что такие требования основываются на ДОПОГ, не приводят к единообразному принятию неизбежного. Ведь наши перевозчики уверены: если норма не содержит слова ТАХОГРАФ, то можно ее не применять в отношении прибора. Принимая во внимание развитый правовой нигилизм и абсолютное пренебрежение нормами безопасности при осуществлении деятельности, а также приоритет экономической выгоды над общественными интересами, такая точка зрения вполне имеет обоснованный подход. Однако, не следует забывать, что в основе любого правового регулирования, в первую очередь, заложены общественные и социальные интересы (в правовом государстве живем, товарищи). Деятельность по перевозке опасных грузов относится к категории высокого риска, что и является основанием для предъявления повышенных требований к такой деятельности. Не удивительно, что более строгие предписания не обошли и тахограф.
Безусловно, такие требования не лежат на поверхности, а вытекают из системного толкования нормативных правовых актов. Давайте же разберемся «откуда ноги растут».
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под тахографом понимается техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Согласно ЕСТР контрольное устройство должно обеспечивать постоянную регистрацию информации о скорости, пробеге и времени. В целях обеспечения «непрерывности / постоянности» регистрации указанной информации, тахограф должен выполнять регистрацию информации на постоянной основе и непрерывно во времени, для чего ему необходимо быть постоянно подключенным к электропитанию.
В соответствии с требованиями ЕСТР и Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ № 36) тахограф (контрольное устройство) в случае прекращения питания регистрирует этот факт как «неисправность». Из изложенного следует, что тахограф (контрольное устройство) относится к приборам с неотключаемым электропитанием.
В соответствии с подпунктом b) пункта 9.2.2.9.1. Тома 2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) электрооборудование, постоянно находящееся под напряжением, включая питающие провода, которое не попадает под действие требований подразделов 9.2.2.4 и 9.2.2.8, должно отвечать требованиям для зоны 1 в целом либо требованиям для зоны 2 в отношении электрооборудования, расположенного в кабине водителя. Должны соблюдаться требования для группы взрывоопасности IIС, температурный класс Т6.
Показатели взрывоопасности и температурного класса определены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» ТР ТС 012/2011, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к оборудованию для работы во взрывоопасных средах.
В соответствии с п. 7 ст. 4 ТР ТС 012/2011 на оборудовании, соответствующем требованиям Технического регламента ТР ТС 012/2011, должна быть нанесена маркировка, которая включает:
1) наименование изготовителя или его зарегистрированный товарный знак;
2) обозначение типа оборудования;
3) заводской номер;
4) номер сертификата соответствия;
5) маркировку взрывозащиты. Изображение специального знака взрывобезопасности установлено в приложении 2.
Приложением 2 к ТР ТС 012/2011 определен вид маркировки взрывозащиты и требования к ней.

Подводя итог вышеизложенному следует резюмировать, что тахографы (контрольные устройства), во-первых относятся к техническим средствам с неотключаемым электропитанием; во-вторых, к таким техническим средствам в силу ДОПОГ установлены специальные требования: требования для группы взрывоопасности IIС и температурный класс не ниже Т6; в-третьих, такие приборы должны соответствовать ТР ТС 012/2011, в-четвертых, подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 012/2011 осуществляется, в том числе, путем нанесения специальной маркировки, представляющей собой стилизованные буквы «E» и «x», а также содержащую указание на группу взрывозащищенности и температурного класса.
Иными словами, на транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, должен быть установлен тахограф, который маркирован знаком Ex с указание группы взрывозащищенности IIC и температурного класса T6.

Не стоит забывать, что установление дополнительных требований к оборудованию, задействованному в перевозке опасных грузов, связанно с обеспечение безопасности дорожного движения, предотвращением возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с чем игнорирование указанных требований может привести к значительным негативным последствиям. Тот факт, что законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации прямо не установлены требования к группе взрывозащиты и температурному классу «ТАХОГРАФОВ для перевозки опасных грузов», не свидетельствует об отсутствие таких требований. Как следует из вышеизложенного, такие требования возникают в процессе совокупного толкования правовых норм. Таким образом, рекомендуем перевозчикам внимательно изучить нормативно-правовую базу, прежде чем осуществлять перевозки опасных грузов. Это позволит минимизировать риски возникновения негативных последствий, а также привлечения перевозчиков к ответственности за использование тахографа, несоответствующего требованиям.
Следует обратить внимание, что КоАП РФ предусматривает ответственность за управление и выпуск на линию транспортного средства без тахографа или с тахографом, не соответствующим требованиям законодательства РФ (часть 1 ст. 11.23. КоАП РФ). Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.
Также следует обратить внимание на часть 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на водителя в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 250 000 рублей за нарушение правил перевозки опасных грузов. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами. Как отмечалось ранее, ДОПОГ устанавливает требования к группе взрывозащищенности и температурному классу тахографа. Соответственно, в случае несоблюдения требований ДОПОГ, правила перевозки опасных грузов будут нарушены, что повлечет возникновение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ.

Уважаемые перевозчики, относитесь, пожалуйста, внимательнее к соблюдению требований законодательства в области перевозок! Ваша добросовестность – залог безопасности окружающих!

Документы

Поделиться ссылкой:

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

* – поля обязательные к заполнению

Другие Законодательство: