Тахографу на международных автобусах быть!

Согласно сложившейся практике, многие считают, что перевозчик может не устанавливать тахограф СКЗИ, если у него есть допуск к международным перевозкам и оформлена карточка МАП на транспортное средство. При рейдовой проверке автомобиля достаточно предъявить карточку МАП, и инспектор автоматически не будет применять нормы национального законодательства – приказа Минтранса № 36. Такая практика была актуальной до недавнего времени.

02 апреля 2019 г. Ростовским областным судом было принято решение, согласно которому водитель был привлечен к ответственности за управление автобусом, осуществляющим международную перевозку (допущенным к международным перевозкам) и не оснащенным ни тахографом СКЗИ ни контрольным устройством ЕСТР (дело № 11-433/2019).

Свою позицию суд основывает на следующих фактических обстоятельствах дела:

- водитель управлял транспортным средством, осуществляющим пассажирские перевозки в международном сообщении по регулярному маршруту;

- транспортное средство не было оснащено контрольным устройством ЕСТР (в силу подпункта «c» пункта 2 статьи 2 ЕСТР транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров на регулярных линиях, протяженность которых не превышает 50 км, отнесено к исключениям от действия ЕСТР).

- на транспортном средстве не был установлен тахограф СКЗИ.

Многие возмутятся: – «У автобуса есть карточка МАП – он отнесен Приказом Минтранса № 36 к исключениям!» Но не все так просто… Давайте разбираться.

Абзацем 8 Приложения 2 к Приказу Минтранса № 36 установлено, что оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2, M3, N2, N3, за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).

Как мы уже отмечали в более ранних материалах, для отнесения транспортного средства к исключению по указанному признаку необходимо одновременно соблюсти два условия:

1.       На транспортное средство должна быть оформлена карточка МАП;

2.       Транспортное средство должно быть оснащено контрольным устройством ЕСТР.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков транспортное средство не может быть признано относимым к исключениям и подлежит оснащению тахографом СКЗИ.

Такой вывод делает ОГИБДД ОСВД по г. Гуково, а городской суд Ростовской области его поддерживает. И действительно. Требования Приказа Минтранса № 36 четко устанавливают, что одной только карточки МАП недостаточно, нужно еще и контрольное устройство установить. Все, кто решит возмутиться и указать, что ЕСТР имеет большую юридическую силу, нежели Приказ Минтранса, просим обратить внимание, на обратную ситуацию, которая вошла в обиход давно и не вызывает споров: контрольное устройство ЕСТР допустимо использовать только при условии допуска транспортного средства к международным перевозкам (наличия карточки МАП). Иными словами, без карты МАП за контрольное устройство ЕСТР вы также получите штраф. Равно как и за отсутствие какого-либо контрольного устройства (тахографа) при наличии карточки МАП.

Как же быть тем, кто попал в перечень исключений в требованиях по оснащению в тексте ЕСТР? Ответ остается очевидным – оснащаться контрольным устройством или тахографом СКЗИ. Иначе штраф (и хорошо, если по ст. 11.23, а не за нарушение лицензионных требований)!

Исключения, предусмотренные ЕСТР, освобождают от обязанности оснащать транспортное средство контрольным устройством ЕСТР, но не освобождают от обязанности оснащаться тахографом СКЗИ. Обращаем внимание, что в соответствии с законодательством о таможенном регулировании средства криптографической защиты информации подлежат нотификации. Таким образом при выборе тахографа для осуществления международных перевозок требуется нотификация контрольного устройства (тахографа). В противном случае перемещение такого тахографа через границу не будет являться законным.

Перечень нотификаций содержится на едином информационном сайте Евразийской экономической комиссии:

https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/Portal.EEC.Registry.Ui/DirectoryForm.aspx?ViewId=859ec98d-f4fe-423a-b6bc-d01b53fd4b7c&ListId=0e3ead06-5475-466a-a340-6f69c01b5687&ItemId=232#.

В настоящее время указанный реестр содержит сведения только об одном приборе - Цифровом тахографе VDO DTCO® 1381.

Таким образом ни один из тахографов и блоков СКЗИ, содержащихся в перечне ФБУ «Росавтотранс» не имеет нотификации.

Пунктом 3 Положение о нотификации о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30) установлено, что нотификация оформляется изготовителем товара или уполномоченным изготовителем товара лицом (далее - заявители) на основании собственных доказательств изготовителя однократно.

Резюмируя изложенное, можем сделать вывод, что существующая правовая ситуация свидетельствует о разобщенности международного и национального законодательства, что приводит к снижению уровня нормативного-правового регулирования и ставит перевозчиков в крайне невыгодное положение. Между тем, рассмотренное в настоящем материале решение по делу об административном правонарушении основывается на действующих нормах права, мотивировано надлежащим образом. Абсурд и нелогичность самой ситуации вызван низким уровнем правового регулирования в сфере тахографии.

С Уважением,

Юрист Ассоциации «РУСТАХОКОНТРОЛЬ», Клевцова Наталия.


Документы

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

* – поля обязательные к заполнению

Другие Законодательство: