Несколько часов обсуждался сегодня вопрос об ужесточении контроля за работой таксистов мобильных служб на проходщящем в Москве V Международном евразийском форуме «Такси».

Официальные перевозчики жаловались на отсутствие конкуренции, водители – на неконтролируемый режим труда и отдыха, а пассажиры на то, что вызванные через агрегаторскую службу шоферы все чаще стали засыпать за рулем, попадая в аварии и не неся за это никакой ответственности перед пассажирами.

О том, как решить проблему некачественных пассажирских перевозок, «КП» рассказал председатель Ассоциации  «РУСТАХОКОНТРОЛЬ» Геннадий МИРОШИН.

– Есть ли какая-то статистика, говорящая о том, что водители мобильных служб такси часто попадают в ДТП?

– Официальной статистики нет. Но можно констатировать, что в России многие водители, осуществляющие как пассажирские, так грузовые перевозки очень часто игнорируют статью 11.23, т. е. нарушают режим труда и отдыха.

Есть неофициальная статистика, полученная в ходе различных экспериментов. Например, год назад в Краснодарском крае 7 из 10 подряд остановленных междугородних автобусов шли с нарушениями режима труда и отдыха водителей.

Из новостей мы часто слышим об авариях с участием такси. Недавно буквально был случай в Москве, когда водитель «Яндекс. Такси» сбил девушку и сбежал. А почему так происходит? Потому что водителей не контролируют, не следят за их квалификацией, не регламентируют их рабочий день.

– Как известно, агрегаторы отвечают лишь за предоставление информации о перевозчике, но не несут никакой ответственности за качество предоставляемой услуги, т. е. не гарантируют, например, безопасность. Как решить эту проблему?

– Действительно, агрегатор не может проконтролировать перевозчика, с которым заключает договор. У него нет таких прав, а, если бы они даже и были, он не обязан это делать. Необходимо законодательство, где будет четко прописано, что агрегатор отвечает не только за предоставление машины, но и за то, что связал вас с добросовестным перевозчиком.

А пока агрегатор ищет компанию, которая предлагает привлекательную цену. Чтобы ее предложить, она вынуждена экономить и берет водителей, которые готовы работать на износ (по 12 и более часов каждый день практически без отдыха!), естественно, без прохождения медосмотра. Агрегаторы часто работают с очень маленькими организациями, у них меньше накладных расходов, поэтому они сегодня массово вытесняют крупных перевозчиков, которые заботятся о соблюдении режима труда и отдыха своих водителей. На мой взгляд, помочь решить проблему некачественных перевозок должны специальные устройства – тахографы.

– Что представляют собой эти устройства?

– Тахографы уже стоят в Москве на машинах общественного транспорта. Прибор персонально контролируют каждого водителя. Он фиксирует его время работы и отдыха, а также скорость машины. У водителя есть персональная карточка, которую он вставляет в пробор, регистрируя свой режим работы и отдыха. В России уже давно говорят о том, чтобы обязать всех перевозчиков использовать эти устройства.

– Европейских таксистов тахографы контролируют?

– Да, в Европе массовое внедрение тахографов началось еще в 90-х. За нарушение режима труда и отдыха введены очень серьезные штрафы. Показания тахографа сохраняются, и в любой момент водителя могут проверить.

В некоторых странах, например, во Франции, водители сначала бастовали, не хотели вводить тахографы. В Европе была та же проблема, что сейчас у нас: уровень профессионализма водителей падал. А сегодня водитель в Европе – высокооплачиваемая уважаемая профессия.

После пятилетнего опыта введения тахографов в Европе на 50% снизились случаи ДТП со смертельным исходом.

- На сегодняшнем форуме «Такси» распространялась информация от мэрии Москвы, что в таксомоторных предприятиях сейчас работает более 1,1 тысячи юридических лиц и 5,5 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). Что это значит для таксорынка?

- За этими цифрами скрывается следующее: со стороны ИП практически невозможно обеспечить не только контроль режимов труда и отдыха (водители готовы работать на износ), но и контроль за техническим состоянием автомобиля и физическим состоянием водителя перед выпуском в рейс. И как факт - у нас практически 5 из 6 водителей находятся на дороге в непредсказуемом состоянии.

– Но тахограф не может «ударить» водителя по рукам, если тот нарушил режим труда и отдыха, он может лишь это зафиксировать. Не думаете, что наши таксисты, не столь дисциплинированные в отличие от европейских, будут игнорировать советы прибора отдохнуть?

– Здесь могут помочь только высокие штрафы. Инспектор, контролирующий показания прибора (а как-нибудь его самостоятельно подкрутить, изменить данные невозможно), должен наказать водителя, если тот нарушил закон. Например, в Англии водителей жестко наказывают даже за передачу персональной карты другому шоферу: на 21 год лишают права заниматься перевозками пассажиров. А у нас сами знаете: нарушил правила, заплатил 1000 руб. и опять за баранку.

И тем не менее я уверен: общая культура вождения у нас должна повысится. Еще 20 лет назад мало кто в России пристегивался ремнями. Согласно последней статистике ВЦИОМа, 73% водителей и 78% пассажиров на переднем сидении пристегиваются. Еще обнадеживающая статистика ГИБДД: с 2006 по 2016-ый год автопарк РФ увеличился с 35 до 57 млн. А общее количество ДТП снизилось на 24%, число погибших в ДТП упало на 38%, а раненых – на 23%.

– Если всех перевозчиков обяжут использовать тахографы, то это случится года через два, не раньше. Что посоветуете сегодня гражданам при выборе такси?

– Лучше не пользоваться услугами агрегаторов, а обращаться к фирмам, которые предоставляют услуги такси. Это дороже, но они гарантируют, конечно, большую безопасность. В службах такси водители проходят медосмотр, а машины – техосмотр. Если машина нужна срочно, то агрегатор, безусловно, быстрее свяжет вас с такси, но это – рулетка, может, повезет, может – нет.

Если вы все-таки воспользовались услугой агрегатора, контролируйте водителя! Уставший таксист постоянно хлопает глазами. Начинает часто замедлять скорость, а потом резко ее ускорять. Он делает это неосознанно, чтобы возбудить себя. Лучше такого водителя остановить и выйти из машины.

– Вы много ездите по стране, пользуетесь услугами агрегаторов. Что показывает ваш опыт?

–Я очень часто сталкиваюсь со спящими за рулем таксистами. В регионах соотношение примерно такое: 50 на 50. В Москве ситуация хуже – в 80% случаев приедет усталый водитель. В Питере уровень такси выше, чем в столице. Дело в том, что в Москву все едут на заработки. Водитель такси – одна из самых востребованных профессий для приезжих из других городов и стран СНГ, и пока (до 2018 г.) они не обязаны менять свои права на российские. Водители готовы работать по 12 часов в день за 30 тыс. рублей в месяц.

Источник: Сетевое издание АО ИД «Комсомольская правда» https://www.kp.ru/daily/26713.4/3738884/


Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

* – поля обязательные к заполнению

Другие Новости: