За нарушение режимов труда и отдыха накажут по-новому


07 апреля 2018 года на интернет-портале «Система обеспечения законодательной деятельности» (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/435964-7) был размещен законопроект № 43-5964-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Указанный законопроект вносит изменения в статью 11.23 КоАП РФ. Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента РФ от 11.04.2016 г. № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 14.03.2016 г. 

Целью изменений является усиление административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также дифференциация размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения.

Согласно проекту юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также их должностные лица, будут нести ответственность за нарушение режимов труда и отдыха водителей. Действующая редакция предусматривает ответственность за указанное правонарушение только в отношении водителей.

Напомним, что особенности рабочего времени и времени отдыха лиц, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, определяются Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Приказ Минтранса № 15). Перевозчикам необходимо учитывать положения Приказа Минтранса № 15 при составлении графиков работы (сменности) водителей, а также расписаний и графиков движения автомобилей во всех видах сообщений, путевых листов, заданий по времени на движение и стоянку автомобиля и прочих документов, регулирующих режимы труда своих сотрудников и иных лиц, работающих у них по договорам найма, подряда и иных основаниях.

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (далее – ЕСТР).

Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Таким образом, особенности режимов труда и отдыха водителей закреплены как в Приказе Минтранса № 15, так и в ЕСТР, оба нормативных правовых акта входят в состав правовой системы Российской Федерации и обязательны к исполнению на территории России.

В случае выявления нарушения водителем режимов труда и отдыха контролирующие органы будут, вероятно, проверять в том числе соответствие графиков работы водителя установленным требованиям на основании показаний тахографа, путевых, маршрутных листов, путевых заданий. Также можно прогнозировать проведение плановых и внеплановых проверок транспортных предприятий на предмет соблюдения ими режимов труда и отдыха водителей, а также порядка учета их рабочего времени.

Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд) может привлечь к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение норм трудового законодательства по статье 5.27 КоАП РФ, предусматривающей предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 1 000 до 5 000 руб., на ИП – от 1 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей. Сотрудники органов ГИБДД и Ространснадзора осуществляют выявление таких нарушений при выполнении дорожного контроля. В рамках своих полномочий Роструд имеет возможность выявить нарушения только в случае проведения плановых или внеплановых проверок, проводимых на основании заявлений третьих лиц (самих водителей, органов ГИБДД или Ространснадзора, а также в случае возникновения аварий, повлекших причинение вреда здоровью нескольких лиц).

Новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ устанавливает возможность привлечения к ответственности за нарушение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха и назначение административного штрафа в следующих размерах и в отношении следующих лиц: водителей - от 3 000 до 5 000 руб., должностных лиц – от 7 000 до 10 000 руб., юридических лиц – от 20 000 до 50 000 руб.

В действующей редакции части 1 статьи 11.23 КоАП РФ объединены два состава правонарушений: управление транспортным средством без тахографа или с неисправным / не соответствующим требованиям тахографом и выпуск на линию транспортного средства без тахографа, с неисправным / не соответствующим требованиям тахографом. Между тем, субъектный состав указанных правонарушений, а также их объективная сторона различаются.

Так, при управлении транспортным средством субъектом выступает водитель, который непосредственно находится в режиме управления (не второй водитель, не экипаж), а само правонарушение заключается в непосредственном управлении транспортным средством, на котором в нарушение требований законодательства РФ отсутствует техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, либо такое средство контроля находится в неисправном состоянии, или не соответствует требованиям законодательства РФ и (или) международных договоров, или выявлено нарушение правил использования тахографа, его отключение, блокировка, модификация устройства и т.п.

В случае выпуска на линию транспортного средства субъектом правонарушения является лицо, ответственное за предрейсовый осмотр транспортного средства и за выпуск его на линию (например, начальник гаража), а само деяние заключается в допуске транспортного средства на маршрут при условии отсутствия или неисправности тахографа, его модификации или блокировки и пр.

Проект Федерального закона выделяет выпуск на линию транспортного средства в отдельную часть статьи 11.23 КоАП РФ. Сейчас такое правонарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. Новая редакция статьи предполагает не только увеличение размера штрафа для должностных лиц – от 7 000 до 10 000 руб., но и привлечение к ответственности юридических лиц с наложением на них штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или приостановления деятельности на срок до 90 суток. Таким образом, в случае несоблюдения порядка предрейсового осмотра транспортного средства, а также правил ремонта и обслуживания тахографов, ответственность будут нести не только должностные лица организации, но и само юридическое лицо (индивидуальный предприниматель). Такое положение вполне логично, поскольку бремя содержания имущества, а также ответственность за его технические характеристики должен нести владелец (собственник).

Как следует из приведенных положений законодатель концентрирует внимание на соблюдении работодателем (транспортной компанией) режимов труда и отдыха водителей, поскольку именно последний утверждает график работы водителя. Более того, следует отметить, что в разрезе недавних изменений законодательства о безопасности дорожного движения обязанность по соблюдению режимов труда и отдыха водителей лежит не только на лицах, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, но и на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд (например, перевозка сотрудников, руководящего состава, собственного оборудования). Соответствующие положения были введены Федеральным законом от 20.12.2017 № 398-ФЗ, который вступит в силу 21 декабря 2018 года.

Если закон будет принят в представленной на интернет-портале редакции, юридические лица и индивидуальные предприниматели будут вынуждены более тщательно следить за состоянием своего автопарка, а также за соблюдением режимов труда и отдыха водителей. Усиление мер контроля позволит дисциплинировать перевозчиков и сконцентрировать их внимание на деятельности водителей. Более того, транспортные компании будут более тщательно подходить к инструктажу водителей, к отслеживанию их графиков движения, к соблюдению водителями норм времени управления транспортными средствами, поскольку будут также заинтересованы в их соблюдении. Не следует также забывать, что на сегодняшний день национальное и международное законодательство имеют значительные отличия значений нормативов, что существенно затрудняет правоприменительный процесс и обязывает транспортные предприятия учитывать различные нормы при составлении графиков движения. По этой причине процесс контроля со стороны государственных органов становится более трудоемким, чем это требуется, а работодатель вынужден разрабатывать такой график работы (сменности) водителя, чтобы одновременно учитывались нормы различных видов перевозок. В связи с активным развитием законодательной базы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и нормирования рабочего времени водителей хотелось бы ожидать гармонизацию национальных и международных норм.

Дополнительно следует отметить, что, вопреки формирующемуся мнению, к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ в новой редакции контролирующие органы смогут привлекать как российских, так и международных перевозчиков. Поэтому избежать штрафов по причине применения международного, а не российского права, не удастся. Как уже отмечалось ранее, международные договоры являются составной частью российской правовой системы. ЕСТР содержит специальные нормы, регулирующие режимы труда и отдыха отдельной категории водителей, осуществляющих международные перевозки, Приказ Минтранса № 15 регулирует особенности режимов труда и отдыха водителей, осуществляющих внутрироссийские перевозки. Ни один из нормативных правовых актов не ставит под сомнение действие другого, они применяются в различных сферах общественных отношений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее – Ространснадзор) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок» установлен порядок проведения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и таможенными органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере в том числе автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения).

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации), а также о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

В рамках проводимого государственного контроля должностные лица Ространснадзора вправе проверять устройства контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографы), заполнение тахограмм и соблюдение водителями режимов труда и отдыха.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196) установлено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения отнесен к компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов. Согласно Указу Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России формирует государственную политику в области безопасности дорожного движения и участвует в реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Приказом МВД России от 14.11.2016 г. № 727 (далее – Административный регламент ГИБДД) в рамках государственного контроля должностные лица ГИБДД вправе проводить проверку установленных на транспортные средства тахографов.

Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, в том числе федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьями 23.3 и 23.36 КоАП РФ полномочиями по рассмотрению дел о совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.23 КоАП РФ, наделены органы внутренних дел (полиция) и Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор (Ространснадзор).

Согласно комплексному толкованию вышеприведенных правовых норм по статье 11.23 КоАП РФ к ответственности могут быть привлечены лица, осуществляющие как международные, так и внутригосударственные перевозки.

Рассматриваемый в данной справке проект федерального закона также наделяет полномочиями суды для рассмотрения дел о выпуске на линию транспортного средства без тахографа, с неработающим или не соответствующим требованиям тахографом. Компетенция судов расширяется частью 2 Проекта Федерального закона.

Указанное изменение связано с введением новой меры ответственности в виде приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая согласно статьи 3.12 КоАП РФ может быть назначена только судом.

Между тем не обошлось и без коллизий, связанных с наличием отсылочных норм в тексте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно действующей редакции КоАП РФ ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом с нарушением правил перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом установлена частью 6 статьи 12.31.1 КоАП РФ. В текущей редакции из состава указанной статьи исключается правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ. В действующей редакции статьи 11.23 КоАП в этой части предусмотрено наказание водителя за нарушение режимов труда и отдыха. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее - Правила) в перечень мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включается, в том числе, соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий. Иными словами, обязанность по соблюдению режимов труда и отдыха водителей закреплена в Правилах.

В новой редакции, предложенной в Проекте, часть 2 статьи 11.23 предполагает иной состав правонарушения, а именно выпуск на линию транспортного средства без тахографа или с неработающим/не соответствующим требованиям тахографом. Справочно сообщаем, что Правила не содержат прямого предписания по оснащению транспортных средств тахографами. Проект Федерального закона не предусматривает внесение изменений в статью 12.31.1 КоАП РФ. В связи с чем состав статьи 12.31.1 КоАП РФ претерпит изменения: нарушение режимов труда и отдыха будет включено в него, а выпуск на линию транспортного средства без тахографа – исключено.

Таким образом, нарушение режимов труда и отдыха с принятием проекта попадет под квалификацию нескольких правонарушений (ст. 11.23, а также ст. 12.31.1 КоАП РФ), а водитель, должностное лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности дважды.

Для исключения этой коллизии необходимо в статье 12.31.1 в перечне исключений из-под действия статьи заменить часть 2 статьи 11.23 на часть 3 той же статьи.

Безусловно, проект ФЗ еще не прошел все стадии согласования и правовые экспертизы, вероятно впоследствии законодатель исправит допущенную неточность. Однако в действующем виде проект существенно нарушает права водителей, должностных лиц и транспортных предприятий. В связи с чем перевозчикам следует более тщательно отслеживать корректность составления графиков работы водителей, обеспечивать своевременный и корректный учет их рабочего времени.

Таким образом, если законопроект будет принят, транспортным компаниям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) необходимо будет более тщательно подходить к процессу утверждения графика работы (сменности) водителей, отслеживать корректность работы тахографов, их функционирование и соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. При этом не следует забывать, что нормы времени управления транспортным средством и отдыха установлены как национальным законодательством, так и международными соглашениями Российской Федерации. При этом нормы международного права позволяют закрепить на национальном уровне более продолжительные периоды отдыха и более короткие периоды управления транспортным средством, по сравнению с международными. Минимизация рисков привлечения к административной ответственности возможна только при условии поддержания надлежащего уровня внутреннего контроля на транспортных предприятиях, формирования политики приоритета безопасности дорожного движения перед экономическими показателями, а также формирование устойчивого законопослушного поведения со стороны водителей и должностных лиц.


Документы

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

* – поля обязательные к заполнению

Другие Справки: