ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Справка по основным положениям порядка лицензирования

01 марта 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (далее – ФЗ-386) о лицензировании, а также Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 г. № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (далее – Постановление Правительств № 195).

ФЗ-386 устанавливает обязанность по лицензированию любой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозкам пассажиров автобусами.

Ранее такая деятельность подлежала лицензированию в случае регулярных пассажирских перевозок, а заказные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров для собственных нужд под требования по лицензированию не попадали, что приводило к дисбалансу на рынке предоставления услуг по перевозке пассажиров и ставило в неконкурентные условия добросовестных перевозчиков.

Постановление Правительства № 195 от 27.02.2019 утвердило Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Указанное положение устанавливает требования к соискателям лицензии, лицензионные требования к лицензиатам, порядок внесения в реестр лицензий сведений о транспортных средствах, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и исключения таких сведений из реестра лицензий.

В настоящей статье мы рассмотрим вопросы, связанные с процессом получения лицензий, определим круг лиц, которые обязаны получить лицензию, требования, установленные к ним, а также некоторые спорные моменты, которые позволят избежать перевозчикам штрафных санкций и неблагоприятных последствий.

В первую очередь необходимо определиться с кругом лицензиатов – лиц, обязанных получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров. Ответ на это вопрос предельно прост – любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее – ИП), владеющий (на праве собственности или ином законном основании (аренда, лизинг и пр.)) автобусами (транспортными средствами категорий М2, М3).

К исключениям относятся: автобусы пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (далее: автобусы-исключения) (пункт 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании»)).

К лицензируемой деятельности, согласно Положению о лицензировании, относится перевозка пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческая перевозка) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (пункт 4 Положения о лицензировании).

Таким образом лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров должны получить все юридические лица и ИП, осуществляющие поездки на автобусах по дорогам общего пользования (кроме автобусов-исключений, поименованных в законе).

Как получить лицензию на перевозку пассажиров?

Положение о лицензировании устанавливает ряд требований к соискателю лицензии, а именно: лицо, которое обращается в лицензирующий орган (Ространснадзор – п.2 Положения о лицензировании) для получения лицензии должно подтвердить соответствие требованиям, указанным в пункте 5 Положения о лицензировании:

- назначить работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего соответствующую аттестацию;

- иметь лицензию на медицинскую деятельность на осуществление работ по проведению медицинского осмотра или действующий договор с организацией, имеющей такую лицензию;

- владеть транспортными средствами категорий М2, М3 на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортного средства с экипажем).

Для получения лицензии достаточно подтверждения соответствия только вышеуказанным требованиям.

Важно отметить, что последнее требование ограничивает основания владения транспортным средством.

Подпункт «в» пункта 5 звучит так: «соискатель лицензии обязан владеть автобусом соискателя лицензии».

Под автобусами соискателя лицензии понимается транспортное средство категорий М2 или М3, принадлежащее соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем).

Для справки:

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Таким образом Положение о лицензировании исключает возможность предоставления для получения лицензии сведений о транспортных средствах, управление которыми осуществляют лица, не являющиеся сотрудниками соискателя лицензии и не состоящие с ним в трудовых отношениях.

Для получения лицензии необходимо предоставить в лицензирующий орган заявление о предоставление лицензии с приложением документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии требованиям, опись прилагаемых документов, а также оплатить государственную пошлину в размере 7 500 руб. (подпункт 92 части 1 статьи 333.33 НК РФ):

1. Для лиц, уже имеющих лицензию на перевозку пассажиров, и у которых срок действия старой лицензии не истек:

- заявление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего оплату государственной пошлины;

- заявление о включении сведений об автобусах, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в реестр лицензий (допустимо объединить с заявлением о предоставлении лицензии) (пункт 42 Положения о лицензировании);

- копию свидетельства о регистрации каждого автобуса, вносимого в реестр лицензий, а если лицензиат владеет таким автобусом на ином праве, дополнительно нужно приложить документы о праве владения (например, договор аренды, лизинга).

Напоминаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ-386, получить лицензию необходимо не позднее 29.06.2019 года, для лиц осуществлявших такие перевозки до 01.03.2019.

2. Для лиц, впервые оформляющих лицензию:

- заявление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов документа об оплате государственной пошлины;

- копия приказа о назначении ответственного за обеспечения безопасности дорожного движения;

- копия договора с медицинской организацией на проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей (при отсутствие собственной лицензии);

- копия свидетельств о регистрации транспортных средств, а если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии – копии правоустанавливающих документов;

- опись прилагаемых документов.

Лица, имеющие намерения впервые приступить к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами до 29.06.2019 года, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления (часть 4 статьи 6 ФЗ-386).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВ!

Если ранее (до 01.03.19) перевозчик не осуществлял деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, то с 01 марта 2019 года такие лица не вправе осуществлять перевозку пассажиров без лицензии! С 01 марта такие перевозчики будут подвергаться административному наказанию за перевозки пассажиров без лицензии! О размерах штрафов и иных санкциях читайте ниже в нашей статье.

Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии составляет 45 рабочих дней (ч. 1 статьи 14 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании»)). Направление заявителю подписанного экземпляра лицензии осуществляется в срок не позднее 3 рабочих дней.

Получившие лицензию перевозчики обязаны соблюдать лицензионные требования. В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ «О лицензировании» лицензионные требования включают в себя требования к юридическим лицам и их деятельности, к индивидуальным предпринимателям в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Среди всех лицензионных требований, установленных положением о лицензировании, особого внимания заслуживает требование: «использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы лицензиата» (подпункт «а» пункта 7 Положения о лицензировании).

Автобусы лицензиата – транспортные средства категорий М2 или М3, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортного средства с экипажем), и используемые лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Данное требование заслуживает отдельной оценки и анализа, поскольку, несмотря на его простоту и краткость, затрагивает несколько существенных принципов.

Во-первых, лицензионную деятельность можно осуществлять только на транспортных средствах указанных категорий, принадлежащих лицензиату.

В соответствии с ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС 018/2011) категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т. Категория M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Обе указанные категории включены в вид транспортных средств: автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси (пп. 2.2. Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011 – Приложение №1 к ТР ТС 018/2011).

Во-вторых, все транспортные средства лицензиата, используемые для осуществления им лицензионной деятельности, должны быть включены в реестр лицензий. Осуществление лицензируемой деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещено. Порядок внесения сведений о транспортных средствах в реестр и исключение из него будет рассмотрено далее в настоящей статье.

В-третьих, такие транспортные средства должны принадлежать лицензиату на праве собственности или ином законном основании, кроме аренды транспортного средства с экипажем (пункт 3 Положения о лицензировании). Таким образом осуществление лицензируемого вида деятельности допустимо только на транспортных средствах, которыми управляют сотрудники лицензиата. Правовая конструкция аренда транспортного средства с экипажем не применяется в отношении перевозок пассажиров автобусами.

Указанную позицию подтверждают также положения подпункта «и» пункта 7 Положения о лицензировании, согласно которому к управлению автобусами, на которых осуществляется перевозка пассажиров, допускаются в рамках лицензионной деятельности только водители, состоящие в трудовых отношениях с лицензиатом и имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилями категории D.

Важно отметить, что Положение о лицензировании содержит указание на конкретный вид правоотношений между лицензиатом и водителем: привлечение работников только на основании трудового договора (не применимы иные конструкции: договор аренды транспортного средства с экипажем, гражданско-правовой договор и прочее).

Следующее лицензионное требование: обязанность лицензиата допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы, прошедшие в установленном порядке предрейсовые или предсменный контроль, и оснащенные, в установленных законодательством РФ случаях, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств) и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункт «д» пункта 7 Положения о лицензировании).

Отметим, что в выдвинутой на общественное обсуждение редакции Положения о лицензировании требование об оснащении автобусов тахографами и аппаратурой спутниковой навигации было предъявлено, в том числе к соискателю лицензии, а для получения лицензии требовалось к заявлению приложить, перечень автобусов соискателя лицензии, оснащенных тахографами, с указанием сведений о данных тахографах (марка, модель, серийный номер, дата проведения метрологической поверки и дата ее окончания), а также копии документов, подтверждающих проведение метрологической поверки тахографов (в случае, если их установка предусмотрена законодательством Российской Федерации).

В принятой редакции при оформлении лицензии контролирующий орган не будет осуществлять сбор сведений о наличии установленного на используемых при осуществлении лицензируемой деятельности автобусах тахографах, о моделях, а также поверке установленных на транспортных средствах тахографов.

Однако при осуществлении контрольных мероприятий будет проводиться проверка факта установки на автобусы тахографов и аппаратуры спутниковой навигации. Нарушение лицензионного требования, установленного подпунктом «д» пункта 7 Положения о лицензировании, является грубым, которое может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Согласно статье 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»: под тахографами понимаются технические средства контроля, обеспечивающие непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Между тем термин «контрольное устройство (тахограф) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств» используется в отношении контрольных средств, применяемых согласно Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 01.07.1970 г.) (далее- ЕСТР). Обращаем внимание перевозчиков, что лицензионные требования включают в себя требования к оснащению транспортных средств как тахографами, соответствующими требованиям Приказа Минтранса № 36, так и контрольным устройствам ЕСТР. Таким образом оснащение транспортных средств любым из указанных средств является выполнением лицензионных требований.

Рассмотрение вопроса об установке на конкретное транспортное средство тахографа или контрольного устройства ЕСТР относится к области регулирования законодательства о безопасности дорожного движения и регулируется фактически Приложением № 2 к Приказу Минтранса № 36.

Однако, формально (!) следует заметить, что оснащение транспортного средства контрольным устройством ЕСТР (даже в случае отсутствия оснований для установки контрольного устройства, а не тахографа) не будет являться нарушением лицензионных требований. Вопрос о нарушении лицензионных требований при установке не того устройства останется на разрешение судебных органов.

По получению лицензии лицензиат вправе осуществлять перевозки пассажиров автобусами, с использованием транспортных средств, сведения о которых включены в реестр лицензий. Осуществление лицензируемой деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещено (п. 5 статьи 3.2. Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «Устав автомобильного транспорта»)).

В соответствии со статьей 3.2. Устава автомобильного транспорта (в ред. ФЗ от 30.10.2018 № 386-ФЗ) сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в реестр лицензий.

Порядок внесения таких сведений в реестр регулируется Положением о лицензировании. Внесение сведений о транспортных средствах в реестр лицензий осуществляется в заявительном порядке с приложением документов, подтверждающих право владения транспортным средством. Внесение таких сведений в реестр и направление лицензиату выписки из реестра с внесенными сведениями осуществляется органами Ространснадзор в трехдневный срок.

Напомним, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3.2. Устава автомобильного транспорта, основанием для отказа включения сведений о транспортных средствах в реестр лицензий является, в том числе представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат. Таким образом, при осуществлении передачи прав на транспортное средство новый владелец должен убедиться, что предыдущий владелец исключил сведения о нем из реестра. В противном случае сведения о таком транспортном средстве не смогут быть внесены в реестр новым владельцем, что исключит возможность эксплуатации им данного автобуса. В связи с чем рекомендуем перевозчикам при аренде транспортного средства, обращать на указанный факт внимание.

Вместе с тем обратим внимание на очередную несогласованность текста нормативно-правового акта.

Положение о лицензировании устанавливает перечень данных о транспортном средстве, которые должны содержаться в реестре: гос.номер ТС, VIN, марка, модель ТС, год выпуска ТС, основание владения ТС, дата проведения последнего тех.осмотра транспортного средства, дата внесения в реестр лицензий сведений об автобусе, номер и дата приказа о внесении / исключении такого ТС в реестр (пункт 9 Положения о лицензировании).

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 10, 11 Положения о лицензировании, в заявлении о включении в реестр сведений об автобусах лицензиата должны содержаться следующие сведения: наименование, ИНН и адрес лицензиата; гос.номер автобуса, номер и дата выдачи лицензии, способ направления решения гос.органа; прикладывается копия правоустанавливающих документов на транспортное средство (свидетельство ПТС или договор аренды / лизинга и пр.).

Из изложенного не представляется установить из каких источников контролирующие органы должны будут установить VIN, марку, модель ТС, год выпуска ТС. Если лицензиат является собственником и предоставляет одновременно с заявлением ПТС, то указанные данные будут получены из копии ПТС, однако договор аренды / лизинга и пр. может не содержать указанные данные.

Следующее лицензионное требование – соблюдать установленные трудовым законодательством режимы труда и отдыха водителей транспортных средств (подпункт «к» пункта 7 Положения о лицензировании»). Дополнительно отметим, что нарушение режимов труда и отдыха водителей отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований (пункт 38 Положения о лицензировании).

Лицензионный контроль будет осуществляться посредством плановых и внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров автобусов. Плановые проверки будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода, который базируется на присвоении каждому субъекту перевозочной деятельности определенной категории риска. Категории риска присваиваются в зависимости от количества вступивших в силу в течение календарного года решений о привлечении перевозчика к административной или уголовной ответственности (правонарушения, учитываемые при определении категории риска, перечислены в Приложении к Положению о лицензировании); среднего количества автобусов, находившихся во владении лица в течение того же календарного года.

Чем выше категория риска, тем чаще будет проводиться плановая проверка.

Внеплановые проверки и рейдовые осмотры будут проводиться в общем порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Отметим, что редакция Проекта Положения существенно отличалась от принятой версии. В Проекте проверка соблюдения большей части лицензионных требований осуществлялась еще на этапе рассмотрения заявления о предоставлении лицензии. Также в Проекте Постановления прослеживалось явное стремление законодателя производить контроль оснащения пассажирского транспорта тахографами, осуществлять оценку их соответствия требованиям законодательства РФ уже на стадии включения транспортных средств в реестр лицензий и контролировать порядок проведения очередных метрологических поверок. Однако что-то пошло не так и столь смелые решения были исключены из Постановления.

Фактически, текст принятого Постановления не претерпел радикальных изменений относительно текста Проекта. Пункт об оснащении автобусов тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС включен в проверочные листы (список контрольных вопросов), а нарушение порядка оснащения отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.

И напоследок, поговорим об ответственности перевозчиков за нарушение требований законодательства о лицензировании.

Во-первых, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в соответствии с частью 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.

Повторное осуществление деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение лицензионных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей. А грубое нарушение лицензионных требований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом несоблюдение лицензионных требований может привести к приостановлению деятельности перевозчика, а осуществление деятельности без лицензии – к конфискации транспортного средства.

Под конфискацией понимается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (часть 1 статьи 3.7. КоАП РФ). Конфискация в отношении арендованных транспортных средств, в случае отсутствия вины собственника транспортного средства, не применяется в силу части 4 статьи 3.7. КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев (статья 171 УК РФ). За то же деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Крупным ущербом или размером признается ущерб (размер), превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.

Уважаемые перевозчики, соблюдайте лицензионные требования – это залог безопасности пассажиров и стабильности Вашей деятельности!

Справка подготовлена юристом Ассоциации Клевцовой Наталией Сергеевной

(email: kns@tahograph.ru).


Документы

licenziia avtobus.pdf

Размер файла: 595.91 КБ

Комментарии:

Нет комментариев

Добавить комментарий:

* – поля обязательные к заполнению

Другие Справки: